ИКТ компетентность педагога ДОУ

Электронные образовательные ресурсы

Уважаемые коллеги!  Я являюсь участником телекоммуникационного проекта для педагогов ДОУ "Даёшь ИКТ в детский сад!"

На этой странице вы найдёте дополнительную информацию, которую я использовала выполняя задания мотивационного, информационного и  в начале практического этапа!.

Считаю, что собранная мной информация  будет полезна педагогам, которые НЕ участвуют в  таком замечательном проекте, НО  стремятся идти вперёд, развиваются интеллектуально и творчески!

Немного теории: Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, это: 
 - способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий; 
 - его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; 
 - особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ
  Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. 
 
Очевидно, что в современных условиях информационная компетентность определяет его профессиональную педагогическую компетентность в целом. Информационная подготовка педагога должна включать знания и умения в области основ информатики, которые необходимы для его будущей профессиональной деятельности. Он должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; каналы и источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах аналитико-синтетической обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных. Должен уметь пользоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориентироваться в структуре книг и словарей; составить библиографию по определенной теме; создать с помощью компьютера фактографическую или библиографическую базу данных по изучаемой проблеме.
 
 О.Г.Смолянинова выделяет в структуре профессиональной компетентности педагога следующие компетентности, определяющие степень готовности к самостоятельной работе в условиях открытого образования:
  • «информационная (как универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание);
  • моделирующая (как универсальная исследовательская, развивающая понимание и логическое мышление);
  • контрольно-оценочная, гностическая (качественные и количественные оценки, самооценка, «портфельный» подход);
  • мобилизационная (как интеграция управленческой, менеджеральной, организационной, конструктивной);
  • культурно-ценностная (включающая взгляд на образование как на освоение культурных и интеллектуальных ценностей, призванная реализовать принципы гражданского образования);
  • коммуникативная (способствующая социализации, развитию навыков общения, продуктивной коммуникации, сотрудничества, самообучения в открытом образовательном пространстве, жизни в поликультурном обществе, толерантности)».
 Системообразующими в этом списке являются информационная и коммуникативная компетентности, поскольку они являются основой информационной деятельности - главного вида деятельности в информационном обществе.
Различные авторы включают в информационную компетентность педагога такие составляющие как:
  • ориентацию в основных типах документов и видах изданий в области образования;
  • владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации;
  • владение способами информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;
  • умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания; умения изложения учебной информации;
  • умения, связанные со сбором, обработкой, поиском, хранением и представлением информации с использованием новых информационных технологий и сети Интернет;
  • умения грамотно использовать новые информационные и коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе для повышения его эффективности.
  • Информационные умения педагога проявляются в способности:
  • ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику занятия, уровень подготовленности воспитанников, их жизненный опыт и возраст;
  • логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение;
  • формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно;
  • применять в обучении технические средства наглядности: выражать мысль с помощью схем и рисунков;
  • оперативно диагностировать характер и уровень усвоения детьми нового материала с использованием разнообразных методов;
  • перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала;
  • умение применять образовательные ресурсы Интернет и сетевые технологии в учебном процессе.
Иванова Е.В. рассматривает информационную компетентность педагога как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, как составную часть профессиональной компетентности педагога, включающую такие слагаемые профессиональной деятельности, как:
  • способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;
  • умения и навыки работы на персональном компьютере, умение представить информацию в Интернет;
  • владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретной проблеме, с учетом ее специфики.
 Таким образом, специальная информационная компетентность педагога может рассматриваться как интегральное профессионально-личностное качество педагога, включающее совокупность знаний, умений и ценностного отношения к обучению и воспитанию детей с использованием современных коммуникационных технологий.
Литература
  1. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе [Электронный ресурс]// Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». СПб. ART 922. 2003 г. Режим доступа: http://www.emissia.50g.org/offline/2003/922.htm
  2. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Дис. …д-ра пед. наук. – СПб., 2002.‑504с.
  3. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования// Стандарты и мониторинг в образовании. ‑1999.‑№2‑С.30-34.
Уважаемые коллеги и гости блога, предлагаю вам ссылки на интернет- ресурсы,которыми я пользовалась для повышения своей ИКТ компетентности!

Значимость информационно-коммуникативной компетентности в деятельности педагога http://ito.edu.ru/2010/Rostov/III/III-0-10.html
Что такое сайт и зачем он нужен   http://crazynetsend.narod.ru/stati001.htm
 Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт 
Ментальные карты – подробная инструкция http://darov.net/azbuka-razvitiya/kreativnie-techniki/mentalnie-karti-podrobnaya-instruktsiya 
Интелллект – карты .Презентации http://www.mind-map.ru/?s=30

 

14 комментариев:

  1. Елена, с самого начала проекта наблюдаю за Вашим продвижением. Поражаюсь целеустремлённости, умению "докопаться" до сути, готовности поделиться опытом. Ваш блог - один из самых лучших! Здорово, когда у руля корабля такой увлеченный капитан!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Светлана Викторовна, за поддержку! Учимся вместе , дружно и весело!

    ОтветитьУдалить
  3. Елена блог действительно оригинальный! Очень много полезной информации! А главное вдохновляет меня на улучшение и добавления в моём простом блоге!

    ОтветитьУдалить
  4. Я продолжаю учится вместе с вами!Спасибо за комментарий!

    ОтветитьУдалить
  5. Елена Владимировна! Так увлекательно и доступно предложить информацию можете только вы.Всегда учусь этому у вас. Материал в блоге оформлен в интересной, привлекательной форме.

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Владимировна, большое спасибо за Весь собранный материал. Обязательно воспользуюсь им в своей работе с педагогами, а так же в работе по совершенствованию своего блога, так как планирую использовать его для более тесного общения с педагогами города.

    ОтветитьУдалить
  7. Елена Владимировна, Ваш блог очень оригинально оформлен, содержит много нужной и полезной информации. Спасибо за нужные ссылки на интернет-ресурсы - обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  8. Елена Владимировна, я работаю в детском санатории. Каждые 1,5 месяца к нам на оздоровление приходят новые дети от 3 до 7 лет, многие из которых в силу ослабленного здоровья редко или совсем не посещают ДОУ. ИКТ являются очень действенным средством организации образовательного процесса в наших условиях. Почти все наши педагоги владеют технологией м/м презентации, используя ее в проектной деятельности, комплексных, тематических занятиях, на праздниках и развлечениях. В педагогическом процессе презентация используется как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение. Это придает им развивающий характер, так как появляется возможность интеграции разных видов искусств (живописи, музыки, анимации, графики), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей. Ведь наукой доказано, что основную часть информации сегодня человек получает за счет органов зрения - до 80 % от общего объема. А кроме того:
    - качественно сделанная презентация доставляет эстетическое наслаждение;
    - как следствие положительных эмоций, переключение внимания с собственных проблем на более глобальные цели способствует не только сохранению здоровья ребёнка, но и его улучшению;
    - презентация позволяет в доступной форме передать эстетические переживания того или иного произведения искусства;
    - подача материала в виде м/м презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей;
    - презентация открывает особые возможности для творческого развития ребенка, так как позволяет в игровой форме моделировать и проживать разнообразные реальные и воображаемые ситуации;
    - у ребенка усиливается мотивация освоения родной речи - кому захочется говорить неправильно, если твой рассказ сопровождает такая красота!
    Все эти моменты полностью подтверждаются результатами нашей работы.

    ОтветитьУдалить
  9. Отличный материал! Полезная информация!Предлагаю Вам Елена Валерьевна, дополнить и оформить её в статью.Спасибо за обсуждение.Вы творческий и думающий педагог!Удачи Вам и с наступающим Новым Годом!

    ОтветитьУдалить
  10. Это "кусочек" моих материалов с конкурса "Пчелка". Я тоже думала поместить их куда-то как статью. Может подскажете "нужное-полезное" место? С наступающими праздниками! Радости, счастья и всего самого наилучшего Вам в наступающем году!

    ОтветитьУдалить
  11. Ежегодно во Владимирском государственном университете на факультете дошкольного и начального образования проходят конференции, где необходимо прислать статью педагогов из своего опыта или опыта ДОУ по теме, которые после конференции печатаются в сборнике.В Этом году по теме:"Проблемы и перспективы подготовки современных педагогов к непрерывному социально- личностному развитию детей разных возрастов". Статьи принимались до 25 декабря. Можно посмотреть тему в следующем году..Или можно в один из журналов по дошкольному воспитанию.

    ОтветитьУдалить