Приглашаю к обсуждению!

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам обсудить проблему
 
ПООЩРЕНИЯ И  НАКАЗАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Применение поощрения и наказания требует особой осторожности, методической зрелости педагога. Несправедливые поощрения и наказания наносят моральную травму ребёнку, препятствуют его нормальному психическому развитию.
АВТОРИТАРНАЯ МОДЕЛЬ воспитания с преобладанием вербальных методов воздействия привела к формированию стойкой зависимости личности от ВНЕШНЕГО СЛОВА. Ослабла регулирующая функция внутренней речи.
Провозглашённая личностно-ориентированная модель воспитания заставляет провести ревизию в методах взаимодействия с ребёнком, одной из базисных характеристик которого является ПОЗИТИВНАЯ СВОБОДА. Это не вседозволенность.  При позитивной свободе разрешено всё, кроме 4 табу:
-не навреди физически и духовно другому человеку;
-не навреди себе;
-не навреди вещам сделанным другими людьми;
-не навреди окружающей природе.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости, станет условием полноценного развития.
Таким образом, с точки зрения современной педагогики ,Наказание-это торможение  негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки поступков, порождение чувства вины и раскаяния,
Поощрение- стимулирование  положительных проявлений личности с помощью высокой оценки поступков, что вызывает чувства удовлетворения и радости от признания приложенных усилий и стараний.
ПРИНЦИПЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПООЩРЕНИЯ  И  НАКАЗАНИЯ  В   
 ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
1.Чем разнообразнее и неожиданнее поощрение, т ем они действеннее. Чтобы поощрение выполняло свою функцию(закрепляло положительное поведение),оно должно быть чётко увязано с действиями ребенка
2.Эффективнее использовать поощрение, чем наказание. Если «нужное» поведение поощрять ,а «ненужное»  игнорировать. то необходимые навыки формируются быстрее..
3. Поощрение должно исполняться, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
4.Наказание должно быть значимо для ребёнка. иначе оно теряет смысл. Если ребенка наказывают, оставляя дома он и не хотел идти в гости, то вряд ли это можно считать наказанием..
5.Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. Дети подчас бывают очень справедливыми в поиске подходящего для себя наказания. чувствуя доверие. которое оказали им взрослые. Осуществляя выбор .они лучше запоминают .что может последовать за определённым поведением,  и  это повышает их ответственность.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ МАСТЕР- КЛАССА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ: «СЛОВАРЬ ОЦЕНОК»
1.Продолжите список слов, с помощью которых можно дать положительную оценку поведению и действиям детей: ХОРОШО, ОТЛИЧНО, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО,  ВЕЛИКОЛЕПНО….
2.Продолжите список слов, с помощью которых можно оценить негативное поведение ребенка: НЕУВАЖИТЕЛЬНО, ОСКОРБИТЕЛЬНО…..
После обсуждения составляется общий список названных слов. Участник, который придумал максимальное количество слов не повторяющихся у других членов группы,
поощряется. 
Поделитесь как Вы разрешаете эту проблему .

8 комментариев:

  1. 1. + ты меня радуешь, умница, прекрасно
    2. - я огорчена, ты меня сердишь,не красиво, я расстроена и т.п
    Так обычно я говорила деткам, когда замечала некие проявления в поведении .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отлично!Думаю , что ваш словарь "Добрых слов" обширный и постоянно растёт!

      Удалить
  2. 1.Твоё поведение доказывает, что ты уже повзрослел и с тебя можно брать пример.
    2.Ты очень хороший, но сегодня огорчил меня тем, что... (Плохим может быть поступок,но не ребёнок)

    ОтветитьУдалить
  3. Превосходно!Грамотно, обоснованно и с душой!Спасибо, Ольга Альбертовна!

    ОтветитьУдалить
  4. 1. Молодец!
    2. Удивительно!
    3. Великолепно!
    4. Прекрасно!
    5. Незабываемо!
    6. Это трогает меня до глубины души.
    7. Остроумно.
    8. Талантливо!
    9. Ты сегодня очень много сделал.
    10. Уже лучше.
    11. Потрясающе.
    12. Поразительно.
    13. Красота.
    14.Очень ясно.
    15. Очень эффектно.
    16. Ты просто чудо.
    17. Здорово.
    18. Ты ловко это делаешь.
    19. Ух!!!
    20. Я горжусь тобой.

    21. Мне очень важна твоя помощь.
    22. Ты мне необходим.
    23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.
    24. Научи меня делать также.
    25. Я знал, что тебе это по силам.
    26. Никто мне тебя не заменит.
    27. Я сам не мог бы сделать лучше.
    28. Хорошо!
    29. Гораздо лучше, чем я ожидала.
    30. Лучше, чем все, кого я знала.

    31. Грандиозно.
    32. Именно этого мы давно ожидали.
    33. Сказано здорово – просто ясно.
    34. Экстра – класс.
    35. Ты самый одаренный.
    36. Отлично!
    37. Еще лучше, чем вчера.
    38. Классно.
    39. Неподражаемо.
    40. Как в сказке.
    41. Ярко, образно.
    42. Прекрасное начало.
    43. Ты на верном пути.
    44. Ты и в этом разобрался.
    45. Это как раз то, что нужно.
    46. Поздравляю.
    47. Я очень счастлива…
    48. Работать с тобой просто радость.
    49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
    50. Для меня нет никого красивее тебя.
    51. Тут мне без тебя не обойтись.
    52. Ты мне нужен такой, какой ты есть.
    53. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
    54. Несравненно. и еще нашла, вот ссылка http://www.doktorpapa.ru/18194
    .Поощряйте старания ребенка:"Ты смог подождать и не прервал меня. Это трудно, но я видела, как ты старался".Используйте похвалу для поощрения хорошего поведения:конкретная-"Ты был сердит, но не ущипнул Кима. Ты выразил все словами".Заслуженная -"Ты постарался, и теперь твоя работа выглядит намного аккуратнее".Искренняя-"Сидеть спокойно было очень трудно, но ты смог сделать это! Молодец!" Индивидуальная-лично ребенку, который ее заслуживает, не сравнивайте детей!

    2 Воспитание, не лишающее ребенка уверенности в себе:
    Сначала успокойтесь, а потом реагируйте,Выражая неодобрение, делайте акцент на "я! "Я не хочу слышать, как ты хнычешь, потому что людям не нравится, когда рядом с ними хнычут".Концентрируйтесь на поведении, а не на ребенке: "Я хочу услышать, что ты думаешь, но скажи мне это не хныкая".Выговор должен быть поучительным:"Ты прервал меня, когда я говорила. Это невежливо. Нужно было дождаться, когда я закончу или, если это действительно так важно, сначала сказать "Прошу прощения"

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за Ваш труд! Считаю, что Ваши советы помогут многим педагогам в работе ! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  6. Вопрос о строгости воспитания всегда волновал родителей. В книге «Непослушный ребенок» психолог Д.Добсон пришел к выводу: «Безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям делает конфликты неизбежными».
    У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям.
    Сказанное вовсе не означает призыв к жестокости по отношению к детям.
    Автор формулирует 6 основных принципов, исходя из которых родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.
    1. Сначала установите границы – затем следуйте их соблюдения. Ребенок должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено.
    2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.
    3. Отличайте своеволие от детской безответственности.
    Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок.
    Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое. Что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.
    4. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.
    Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. После того, как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.
    5. Не требуйте невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок может исполнить то, что от него требуется.
    6. Руководствуйтесь любовью. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки, конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются теплота, искренняя забота. Д. Добсон не советует прибегать к шлепкам, даже нежным до 1,5 лет.
    Наказывать следует лишь в самых крайних случаях, когда ребенок сознательно демонстрирует неповиновение.
    Если наказания нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за поступком. Детская память коротка, наказание, отложенное во времени не принесет ничего кроме обиды.

    ОтветитьУдалить
  7. Отлично!Получается настоящий "мозговой штурм".Уважаемые коллеги. спасибо за подробные комментарии.

    ОтветитьУдалить